Формирование мировоззрения — сложный процесс, влекущий за собой серьёзные личностные изменения как результат воздействия на психическую и когнитивную сущность человека. Выделяют три основных вида формирования мировоззрения личности: стихийное, целенаправленное и самовоспитание. На сегодняшний момент именно о стихийном виде модно говорить, когда речь идёт о просмотре кинофильмов и другого аудивизуального контента, где изменения в личностной сфере человека происходит порой — бурно, порой — незаметно, но, по сути, всегда в результате случайных воздействий. Кинематограф представляет ценность для воспитания и формирования личности не только как одно из лучших средств воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления. С помощью качественного кино возможно формирование личности в нужном направлении. Поэтому задача состоит в том, чтобы перевести этот инструмент из стихийного вида формирования личности в целенаправленный.
А. С. Макаренко говорил: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда он мог бы проявить мужество» (А. С. Макаренко, 1990). Это справедливое утверждение, основанное на богатом педагогическом опыте Антона Семёновича. Действительно, трудно воспитать героя в тепличных условиях только на рассказах о подвигах былинных богатырей. С другой стороны, создавать искусственные трудности глупо и нелогично. Возникает противоречие, справиться с которым помогает кино. Фильм выполняет функцию своеобразного тренажера, создаёт предлагаемые обстоятельства, требующие принятия решения. Выдающийся кинорежиссер С. М. Эйзенштейн (1946) замечал по этому поводу: «Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно… чувствовать себя мудрым Фаустом, страстным Ромео… В результате такого «фиктивного» поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение».*
Поэтому, мы – производители детско-юношесткого аудиовизуального контента, осознавая ответственность, которую несем перед обществом, создавая свои произведения, понимаем, что детско-юношеский аудиовизуальный контент, как минимум не должен приносить вреда психике детей и подростков, потенцировать их к девиантным формам поведения, а как максимум формировать нравственную устойчивость, лучшие человеческие качества, традиционные российские ценности, ценности традиционной семьи.
Да, кино часто вскрывает проблемы общества, обнажает болезненные точки, но, к сожалению, не решает этих проблем, зачастую оставляя зрителя один на один с проблемой, про которую так «хорошо» и «глубоко» было показано в картине, а еще хуже, когда человеку показывают безысходность проблемы. Необходимо, особенно в детском кино, раскрывать или показывать возможности решения проблем и потенцировать подрастающее поколение к их решению. Существует два подхода в решении проблем:
1 – искоренение существующих проблем, путем погружения в проблемную тему и решение ее изнутри проблемы – оперативный подход.
2 – формирование нового желаемого образа будущего, где нет подобных проблем (сведено к минимуму или нивелируется), через формирование ценностей, принципов, компетенций подрастающего поколения, которые позволяют им достичь этого образа в реальности – превентивный подход.
Первый подход, при использовании в кино, показывает весь негатив, всю подлость и низость, существующие в обществе, создает ощущение, что в жизни все плохо, а выход, если и есть из такого положения дел, то сопряжен с трудностями, перенапряжением, страданиями и болью – не у каждого хватит на это сил. Детско-юношеское кино должно стать инструментом именно 2 подхода в государственной политике. Пусть проблемы искореняют взрослые – это будет объектом заботы и ответственности взрослых. А дети пусть строят новые модели отношений и вариантов будущего – добрых и позитивных, реализующих смыслы жизни: радость, успешность, счастье.
В соответствии с вышесказанным, мы – производители детско-юношеского аудиовизуального контента, обозначаем Целью своей деятельности:
Формирование нравственной устойчивости, традиционных российских ценностей, лучших человеческих качеств у детей и подростков посредством создания детско-юношеского аудивизуального контента и трансляции его на широкие зрительские круги целевой аудитории (дети и подростки).
Основные понятия
Нравственность – это внутреннее качество человека, проявляемое в его сознательно-свободных действиях и состояниях (чувствах, мыслях, желаниях, намерениях), основанное на принципах добра, милосердия, ответственности, разумности и справедливости, обуславливающее количество и качество блага (или вреда), которое человек приносит себе, людям, обществу и миру в целом.
Мораль – это общепринятый (в данном социуме) к исполнению свод норм и социальных правил регулирования поведения, который всегда подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта и соответствующего института морали (других людей, общество, церковь и т.д.). Нормы морали при этом могут человеком и не разделяться (при внешней видимости их соблюдения).
Таким образом, мораль – это в большей степени мера внешней общесоциальной благопристойности и добропорядочности, а нравственность – это мера внутренней и глубоко личностной порядочности и человечности.
Золотого правило нравственности – «Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе».
Принципы кодекса нравственности детско-юношеского кино
- Лучшие человеческие качества
- Милосердие, раскрывая через его грани: чуткость, внимание, отзывчивость, терпимость, заботу, сочувствие, сострадание, помощь, спасение. Противопоставление – равнодушие, чёрствость и жестокость.
- Порядочность — это внутреннее нежелание и неспособность человека ни при каких обстоятельствах к подлым поступкам. Противопоставление – подлость.
- Честность — моральное-нравственное качество, которое включает правдивость, принципиальность, искренность перед другими и перед самим собой в отношении своих чувств, мыслей и действий. Противопоставление – ложь.
- Этичность как качество личности – способность следовать правилам и договоренностям нынешнего периода, нацеленных на заботу о людях, на учет их чувств и интересов.
- Ответственность – характеризует человека с точки зрения его готовности отвечать за свои действия и их последствия.
- Справедливость – способность поступать и оценивать ситуации на основании представления о правильном, нравственно санкционированном порядке взаимодействия между людьми как членами общества, который заключается в соразмерности деяния и воздаяния.
- Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии; действия, направленные на благо объекту любви.
- Доброта – желание и способность бескорыстно (не требуя благодарности) оказать благо кому-либо, руководствуясь милосердием (чуткость, внимание, отзывчивость, терпимость, забота, сочувствие, сострадание, помощь, спасение).
- Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность.
- Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление трудиться ради блага. Сходны по смыслу: усердность, старание, усидчивость, старательность, прилежание, прилежность. Возраст 6-12 лет считается критической точкой формирования трудолюбия как стержневого качества личности. Противопоставление – лень.
- Интеллигентность — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения. Противопоставление – невежество.
- Интеллект — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию.
- Разумность – способность человека принимать решения, ставить цели и конструктивно и эффективно достигать их таким образом, чтобы все его действия приносили благо и не приносили вреда.
- Традиционные российские ценности:
- приоритет духовного над материальным,
- защита человеческой жизни,
- прав и свобод человека,
- традиционная семья,
- созидательный труд,
- служение Отечеству,
- нормы морали и нравственности,
- гуманизм,
- милосердие,
- справедливость,
- взаимопомощь,
- коллективизм,
- дружба,
- любовь,
- историческое единство народов России,
- преемственность истории нашей Родины,
- гражданская ответственность (атрибуты – флаг, герб РФ).
- Потенцирует
к постановке целей, целеустремленности и целесообразности действий в достижении этих целей;
к личностному развитию, через образование, спорт, творчество;
к живому общению, в противовес перекосу к виртуальному;
к созидательной деятельности, конструктивному взаимодействию;
к гармонизации отношений со сверстниками и старшими поколениями;
стремление сделать жизнь лучше, радостнее, приятнее;
к высоким достижениям.
- Направления, важные для развития:
- Экология
- Культура
- Воспитание и образование
- Талант и творчество
- Наука и технологии
- Труд и выбор профессий
- Темы, важные для детей и подростков
- Первая влюблённость и гармоничные отношения между девочками и мальчиками – дружба, любовь.
- Отношения со сверстниками: противостояние буллингу, выстраивание комфортных отношений, конструктивное взаимодействие, командная работа, нескучный досуг.
- Отношения со взрослыми – родителями, учителями, стариками: как найти общий язык, избежать противоречий, антагонизма и непонимания; как выстроить гармоничные отношения.
- Учеба в школе и дополнительное образование – кружки, секции…
- Новые компетенции и гаджеты, новые достижения человечества (как использовать это все конструктивно, не во вред себе и другим)
- Виртуальная реальность (что есть в ней полезного и как не потерять себя в реальной жизни).
- Семья – место безопасности, защиты, комфорта и уюта; ответственность, обязанности, компетенции.
- Позитивность
- Оптимистичность
- Реализация лучших сценариев развития событий.
- Добро побеждает зло.
- Справедливость торжествует.
- Счастье есть.
- Любовь спасает мир.
В соответствии с обозначенной выше целью, мы – производители детско-юношеского аудивизуального контента осознаем вредоносность влияния некоторых тем на психику и сознание детей и подростков и обязуемся полностью исключить следующие темы в своих аудивизуальных произведениях для детско-юношеской аудитории:
- Сцены сексуального характера, с намеком на сексуальный характер.
- Сцены с употреблением наркотиков, алкоголя, табачных изделий, в т.ч. кальяна, электронных сигарет (Исключение могут составлять пропагандистские фильмы против этих зависимостей с целью профилактики).
- Героизация преступления, преступников.
- Пропаганда терроризма, экстремизма.
- ЛГБТ, трансгендерство.
- Сюжеты безвыходности положения, приводящие подростков к суициду.
- Беременность в подростковом возрасте.
- Преступление, ложь, подлость приносит выгоду и остается безнаказанным.
- Использование нецензурной лексики.