Кино в современном мире является одним самых молодых и в то же время весьма востребованных массовых искусств. Это и обучение, и развлечение, и информационное обеспечение. И оно оказывает огромное влияние на детей и подростков, так как у них еще не до конца сформировано собственное мировоззрение. А с экрана телевизоров, кинотеатров и интернет гаджетов на подрастающее поколение выливается огромный объем информации, часто деструктивного характера, который навязывает образ жизни, чувства, психологические и социальные модели, систему мировоззрения, морально-нравственные ценности.

Формирование мировоззрения — сложный процесс, влекущий за собой серьёзные личностные изменения как результат воздействия на психическую и когнитивную сущность человека. Выделяют три основных вида формирования мировоззрения личности: стихийное, целенаправленное и самовоспитание. На сегодняшний момент  именно о стихийном виде модно говорить, когда речь идёт о просмотре кинофильмов и другого аудивизуального контента, где изменения в личностной сфере человека происходит порой — бурно, порой — незаметно, но, по сути, всегда в результате случайных воздействий. Кинематограф представляет ценность для воспитания и формирования личности не только как одно из лучших средств воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления. С помощью качественного кино возможно формирование личности в нужном направлении. Поэтому задача состоит в том, чтобы перевести этот инструмент из стихийного вида формирования личности в целенаправленный.

А. С. Макаренко говорил: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда он мог бы проявить мужество» (А. С. Макаренко, 1990). Это справедливое утверждение, основанное на богатом педагогическом опыте Антона Семёновича. Действительно, трудно воспитать героя в тепличных условиях только на рассказах о подвигах былинных богатырей. С другой стороны, создавать искусственные трудности глупо и нелогично. Возникает противоречие, справиться с которым помогает кино. Фильм выполняет функцию своеобразного тренажера, создаёт предлагаемые обстоятельства, требующие принятия решения. Выдающийся кинорежиссер С. М. Эйзенштейн (1946) замечал по этому поводу: «Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно… чувствовать себя мудрым Фаустом, страстным Ромео… В результате такого «фиктивного» поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение».*

Поэтому, мы – производители детско-юношесткого аудиовизуального контента, осознавая ответственность, которую несем перед обществом, создавая свои произведения, понимаем, что детско-юношеский аудиовизуальный контент, как минимум не должен приносить вреда психике детей и подростков, потенцировать их к девиантным формам поведения, а как максимум формировать нравственную устойчивость, лучшие человеческие качества, традиционные российские ценности, ценности традиционной семьи.

Да, кино часто вскрывает проблемы общества, обнажает болезненные точки, но, к сожалению, не решает этих проблем, зачастую оставляя зрителя один на один с проблемой, про которую так «хорошо» и «глубоко» было показано в картине, а еще хуже, когда человеку показывают безысходность проблемы.  Необходимо, особенно в детском кино, раскрывать или показывать возможности решения проблем и потенцировать подрастающее поколение к их решению. Существует два подхода в решении проблем:

1 – искоренение существующих проблем, путем погружения в проблемную тему и решение ее изнутри проблемы – оперативный подход.

2 – формирование нового желаемого образа будущего, где нет подобных проблем (сведено к минимуму или нивелируется), через формирование ценностей, принципов, компетенций подрастающего поколения, которые позволяют им достичь этого образа в реальности – превентивный подход.

Первый подход, при использовании в кино, показывает весь негатив, всю подлость и низость, существующие в обществе, создает ощущение, что в жизни все плохо, а выход, если и есть из такого положения дел, то сопряжен с трудностями, перенапряжением, страданиями и болью – не у каждого хватит на это сил.  Детско-юношеское кино должно стать инструментом именно 2 подхода в государственной политике. Пусть проблемы искореняют взрослые – это будет объектом заботы и ответственности взрослых. А дети пусть строят новые модели отношений и вариантов будущего – добрых и позитивных, реализующих смыслы жизни: радость, успешность, счастье.

*Плотникова С. О., Болотин Ю. Е. Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 95-97.

В соответствии с вышесказанным, мы – производители детско-юношеского аудиовизуального контента, обозначаем Целью своей деятельности:

Формирование нравственной устойчивости, традиционных российских ценностей, лучших человеческих качеств у детей и подростков посредством создания детско-юношеского  аудивизуального контента и трансляции его на широкие зрительские круги целевой аудитории (дети и подростки).

Основные понятия

Нравственность – это внутреннее качество человека, проявляемое в его сознательно-свободных действиях и состояниях (чувствах, мыслях, желаниях, намерениях), основанное на принципах добра, милосердия, ответственности, разумности и справедливости, обуславливающее количество и качество  блага (или вреда), которое человек приносит себе, людям, обществу и миру в целом.

Мораль – это общепринятый  (в данном социуме) к  исполнению свод норм и социальных правил  регулирования поведения, который всегда подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта и соответствующего института морали (других людей, общество, церковь и т.д.).  Нормы морали при  этом могут человеком и не разделяться (при  внешней видимости их соблюдения).

Таким образом,  мораль – это в  большей  степени  мера  внешней  общесоциальной    благопристойности  и добропорядочности, а  нравственность – это мера  внутренней  и  глубоко  личностной  порядочности и человечности.

Золотого  правило нравственности  –  «Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе».

Принципы кодекса нравственности детско-юношеского кино

Мы – производители детско-юношеского аудивизуального контента берем на себя ответственность формировать в подрастающем поколении наилучшую модель будущего, лучшие человеческие качества, традиционные российские ценности, позитивность мышления, направления, важные для развития РФ, а также раскрывать темы, важные для процесса воспитания детей и подростков:

  1. Лучшие человеческие качества
  • Милосердие, раскрывая через его грани: чуткость, внимание, отзывчивость, терпимость, заботу, сочувствие, сострадание, помощь, спасение. Противопоставление – равнодушие, чёрствость и жестокость.
  • Порядочность — это внутреннее нежелание и неспособность человека ни при каких обстоятельствах к подлым поступкам. Противопоставление – подлость.
  • Честность — моральное-нравственное качество, которое включает правдивость, принципиальность, искренность перед другими и перед самим собой в отношении своих чувств, мыслей и действий. Противопоставление – ложь.
  • Этичность как качество личности – способность следовать правилам и договоренностям нынешнего периода, нацеленных на заботу о людях, на учет их чувств и интересов.
  • Ответственность – характеризует человека с точки зрения его готовности отвечать за свои действия и их последствия.
  • Справедливость – способность поступать и оценивать ситуации на основании представления о правильном, нравственно санкционированном порядке взаимодействия между людьми как членами общества, который заключается в соразмерности деяния и воздаяния.
  • Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии; действия, направленные на благо объекту любви.
  • Доброта – желание и способность бескорыстно (не требуя благодарности) оказать благо кому-либо, руководствуясь милосердием (чуткость, внимание, отзывчивость, терпимость, забота, сочувствие, сострадание, помощь, спасение).
  • Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность.
  • Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление трудиться ради блага. Сходны по смыслу: усердность, старание, усидчивость, старательность, прилежание, прилежность. Возраст 6-12 лет считается критической точкой формирования трудолюбия как стержневого качества личности. Противопоставление – лень.
  • Интеллигентность — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения. Противопоставление – невежество.
  • Интеллект — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию.
  • Разумность – способность человека принимать решения, ставить цели и конструктивно и эффективно достигать их таким образом, чтобы все его действия приносили благо и не приносили вреда.

 

  1. Традиционные российские ценности:
  • приоритет духовного над материальным,
  • защита человеческой жизни,
  • прав и свобод человека,
  • традиционная семья,
  • созидательный труд,
  • служение Отечеству,
  • нормы морали и нравственности,
  • гуманизм,
  • милосердие,
  • справедливость,
  • взаимопомощь,
  • коллективизм,
  • дружба,
  • любовь,
  • историческое единство народов России,
  • преемственность истории нашей Родины,
  • гражданская ответственность (атрибуты – флаг, герб РФ).

 

  1. Потенцирует

к постановке целей, целеустремленности и целесообразности действий в достижении этих целей;

к личностному развитию, через образование, спорт, творчество;

к живому общению, в противовес перекосу к виртуальному;

к созидательной деятельности, конструктивному взаимодействию;

к гармонизации отношений со сверстниками и старшими поколениями;

стремление сделать жизнь лучше, радостнее, приятнее;

к высоким достижениям.

 

  1. Направления, важные для развития:
  • Экология
  • Культура
  • Воспитание и образование
  • Талант и творчество
  • Наука и технологии
  • Труд и выбор профессий

 

  1. Темы, важные для детей и подростков
  • Первая влюблённость и гармоничные отношения между девочками и мальчиками – дружба, любовь.
  • Отношения со сверстниками: противостояние буллингу, выстраивание комфортных отношений, конструктивное взаимодействие, командная работа, нескучный досуг.
  • Отношения со взрослыми – родителями, учителями, стариками: как найти общий язык, избежать противоречий, антагонизма и непонимания; как выстроить гармоничные отношения.
  • Учеба в школе и дополнительное образование – кружки, секции…
  • Новые компетенции и гаджеты, новые достижения человечества (как использовать это все конструктивно, не во вред себе и другим)
  • Виртуальная реальность (что есть в ней полезного и как не потерять себя в реальной жизни).
  • Семья – место безопасности, защиты, комфорта и уюта; ответственность, обязанности, компетенции.

 

  1. Позитивность
  • Оптимистичность
  • Реализация лучших сценариев развития событий.
  • Добро побеждает зло.
  • Справедливость торжествует.
  • Счастье есть.
  • Любовь спасает мир.

 

 

В соответствии с обозначенной выше целью, мы – производители детско-юношеского аудивизуального контента осознаем вредоносность влияния некоторых тем на психику и  сознание детей и подростков и обязуемся полностью исключить следующие темы в своих аудивизуальных произведениях для детско-юношеской аудитории:

  • Сцены сексуального характера, с намеком на сексуальный характер.
  • Сцены с употреблением наркотиков, алкоголя, табачных изделий, в т.ч. кальяна, электронных сигарет (Исключение могут составлять пропагандистские фильмы против этих зависимостей с целью профилактики).
  • Героизация преступления, преступников.
  • Пропаганда терроризма, экстремизма.
  • ЛГБТ, трансгендерство.
  • Сюжеты безвыходности положения, приводящие подростков к суициду.
  • Беременность в подростковом возрасте.
  • Преступление, ложь, подлость приносит выгоду и остается безнаказанным.
  • Использование нецензурной лексики.